Сибсельмаш ОАО «НПО „Сибсельмаш“»* Свое летоисчисление «Сибсельмаш» ведет с 1929 года. Первого января 1930 года газета «Советская Сибирь» сообщила, что началось строительство завода-гиганта «Сибкомбайн», предназначенного для сельскохозяйственного машиностроения. Однако специальная комиссия приступила к выбору места будущей стройки годом раньше, в апреле 1929 года. Существовало два варианта: строить завод в районе деревни Инюшки, в междуречье Ини и Белоглинки, или на левом берегу Оби, рядом с селом Кривощеково. К 10 мая определились с местом – район станции Кривощеково, а неделю спустя, начались и первые работы: съемка местности под будущий завод, бурение почвы и изучение грунтов. Сибирский краевой комитет ВКП(б)** на декабрьском заседании принял решение – потребовать от партийных и общественных организаций края решительных мер по преодолению трудностей и обязать местные органы немедленно приступить к вербовке рабочей силы. Пока это решение доходило до «местных органов», первой на строительной площадке появилась самая организованная часть «общественных организаций» – курсанты полковой школы Новосибирского гарнизона. Вооружившись топорами и самодельными тесаками, они начали расчищать территорию будущего завода от тальника и бурьяна. В январе 1930 потянулись на стройку обозы с лесоматериалами, доставившие сюда около двух тысяч кубометров, 250 плотников приступили к работе, а через полтора-два месяца количество рабочих перевалило за тысячу. Работали более 80 инженеров и техников. Таким образом, к маю, всего за четыре месяца, обнесли забором строительные участки, построили сторожевые будки, прорабские конторки, гараж, пожарное депо, столовую, баню, а главное – семь жилых бараков, в которых находили временный приют рабочие из наиболее отдаленных деревень. Продолжался и завоз строительных материалов: леса, песка, цемента, кирпича. Все готовилось к главному наступлению на бывший пустырь. Уже к осени 1931 года на предприятии собрали, а затем на протяжении трёх дней в полях Криводановского колхоза успешно испытали первый комбайн. Государственные же испытания машины проводились в полях Омской области — одновременно в них участвовали машины завода «Коммунар» и Ростовского завода. По результатам испытаний, Новосибирский комбайн был признан лучшим. Тем не менее, в серийное производство он не пошёл, так как в стране на тот момент уже были построены три завода общей производительностью 60 тысяч комбайнов. А.И. Морин- первый начальник строительства: Морин Александр Иванович 1894-1938 Советский хозяйственный деятель,участник Первой мировой войны,в 1929-1931 г.-начальник строительства комбината «Сибсельмаш»,в 1937 году был арестован по обвинению в контрреволюционной террористической деятельности и приговорен к высшей мере наказания-расстрелу. Я. Л. Аскольдов-директор и начальник строительства ЦК(центральный комитет) партии с 1933 г.: В 1933 году директором и начальником строительства ЦК партии назначают Якова Лазаревича Аскольдова. В биографической справке о нем сообщается: «Один из талантливых организаторов социалистической промышленности, Я.Л. Аскольдов прошел трудный путь от рабочего металлиста до руководителя современного предприятия. Яков Лазаревич родился в 1893 году; до революции работал на заводах Москвы, Варшавы, Одессы, Астрахани и активно участвовал в забастовках. Член ВКП (б) с 1917 года. После революции возглавлял ЧК(чрезвычайная комиссия) в Витебске и Смоленске. В годы гражданской войны Я. Л. Аскольдов проявил незаурядные военные способности. Командовал 6-й армией на Южном фронте против Врангеля, затем 1-й Украинской армией и Харьковским военным округом. За боевые заслуги был награжден тремя орденами Красного знамени. После гражданской войны по решению ЦК партии Я. Л. Аскольдов направляется на работу по восстановлению народного хозяйства». В советский период завод «Сибсельмаш» являлся самым крупным в стране производителем прицепных сельскохозяйственных машин, а также крупным поставщиком оборонной продукции (его доля доходила до 70 %) и до недавнего времени завод продолжал выпускать технологические части артиллерийского выстрела и горношахтного оборудования. В годы Великой Отечественной войны предприятие выпустило более 125 миллионов единиц различных боеприпасов, в том числе 48 миллионов снарядов. Каждый третий снаряд для нужд фронта изготовили в цехах завода. И в последующие мирные годы, как утверждается, более трети всех компонентов снарядов по оборонному заказу делали на «Сибсельмаше», крупнейшем машиностроительном предприятии не только Новосибирска, но и страны. Интересные факты: - Каждый третий снаряд, поставлявшийся на фронт в годы войны, был изготовлен в цехах завода. - Каменщик С. С. Максименко, работавший на строительстве завода в 1941 году установил мировой рекорд по кладке кирпичей. За одну апрельскую смену им было уложено 40 тысяч кирпичей, а через несколько месяцев — 81 тысяча 600 штук. - А ещё на этом легендарном заводе работал трижды герой Советского Союза лётчик-ас Александр Покрышкин! Сноски: *Открытое акционеерное ообщество «Научно-производственное объединение Сибсельмаш» **Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков)