И. Ю. Размашкин Санкт-Петербургский государственный экономический университет УДК 811.161.1'42 81-116.3 Представление о доминанте идиостиля Развивается функционально-доминантный подход к идиостилю не только в лексико-семантическом или трансформационно-семантическом аспектах, но и в композиционно-синтаксическом аспекте. Подчёркивается преемственность филологической парадигмы, идущей от исследований членов ОПОЯЗа. Посвящается 130-летию Ю. Н. Тынянова и 225-летию А. С. Пушкина. Ключевые слова: идиостиль, доминанта, Тынянов, композиционно-синтаксический аспект. Отправной точкой для функционально-доминантного подхода к идиостилю послужило высказывание Ю. Н. Тынянова в статье «Ода как ораторский жанр» (1922): «Произведение представляется системой соотнесённых между собой факторов. Соотнесённость каждого фактора с другими есть его функция по отношению ко всей системе. Совершенно ясно, что каждая литературная система образуется не мирным взаимодействием всех факторов, но главенством, выдвинутостью одного (или группы), функционально подчиняющего и окрашивающего остальные. Такой фактор носит уже привившееся в русской научной литературе название доминанты… Это не значит, однако, что подчинённые факторы неважны и их можно оставить без внимания. Напротив, этой подчинённостью, этим преображением всех факторов со стороны главного и сказывается действие главного фактора, доминанты» [5, с. 227]. Понятие доминанты может быть осмыслено широко, по отношению к «литературной системе», но может быть употреблено и в более узком значении, по отношению к композиционно-синтаксической организации текстового фрагмента. Например: Зорю бьют. Ещё рассветало. День ещё не наступил. Всё было как всегда, Пущин за стеной ещё не просыпался. Зорю бьют. Первый звук трубы, унылый, живой, и сразу потом – тонкий, точный, чистый, голосистый звук сигнального барабана. Зорю бьют. Из его рук выпал ветхий том, который ночью он листал, – Данте. Этот год миновал – как не было. Зорю били. (Ю. Тынянов, «Пушкин», ч. III, 29) Здесь всё подчинено аналитической тенденции в организации текстового пространства: малые абзацы, короткие синтагмы в составе высказываний. Выделенный малыми абзацами повтор «Зорю бьют» – «Зорю били» не только делимитирует фрагмент, но и интегрирует его, создавая ритм и рифму в прозаическом тексте. Именно стиховое начало в романе о Пушкине становится доминантой, «деформирующей» синтаксическую композицию данного фрагмента прозаического текста. Доминанта может проявляться не только комплексно, всеохватно, но и частно: в «окрашивающем» действии повтора или в преобладании определённого типа высказываний на протяжении текстового фрагмента. Композиционно-синтаксическая организация следующего фрагмента подчинена монтажному принципу изображения наблюдаемого как доминанте текстового развёртывания: И он очнулся. [Грибоедов. – И. Р.] Стояла ночь. На всём протяжении России и Кавказа стояла бесприютная, одичалая, перепончатая ночь. Нессельрод спал в своей постели, завернув, как голошеий петух, оголтелый клюв в одеяло. Ровно дышал в тонком английском белье сухопарый Макдональд, обнимая упругую, как струна, супругу. Усталая от прыжков, без мыслей, спала в Петербурге, раскинувшись, Катя. Пушкин бодрыми маленькими шажками прыгал по кабинету, как обезьяна в пустыне, и присматривался к книгам на полке. Храпел в Тифлисе, неподалёку, генерал Сипягин, свистя по-детски носом. Чумные, выкатив глаза, задыхались в отравленных хижинах под Гумри. И все были бездомны. (Ю. Тынянов, «Смерть Вазир-Мухтара, гл. V, 24) Подчиняющим фактором монтажа обусловлены: абзацное членение фрагмента; смена объектов изображения в каждом из них; метафоричность изображения наблюдаемого; актуализация композиционной роли инициального союза и. В результате доминирования монтажа создаётся эффект одновременности нескольких референтных ситуаций. Понятие доминанты, разработанное Ю. Н. Тыняновым, весьма плодотворно для современной лингвистики. Оно отразилось в теории функциональной грамматики (А. В. Бондарко и его последователи) с её идеей функционально-семантических полей, устроенных иерархически. Также понятие доминанты получило развитие в коммуникативном направлении современного синтаксиса. С понятием доминанты соотносится, например, понятие информационного (коммуникативного) центра высказывания [1]. Г. А. Золотова, исследовав тема-рематическую цепочку, возникающую в тексте, обнаружила, что именно ремы соположенных высказываний определяют доминанту текстового фрагмента. Ею выявлены шесть основных видов рематической доминанты в соответствии с типовыми значениями текстовых фрагментов: предметная (описание места); качественная (характеристика персонажа, предмета); акциональная (динамика действия); статальная (состояние природы, среды, лица); статально-динамическая (изменение состояния или переход от состояния к действию); импрессивная (субъективно-оценочное восприятие действительности) (см.: [2, с. 129]). Для лингвистики текста особое значение имеет сопряжение понятия рематической доминанты и типового значения текстового фрагмента, так как это сопряжение позволяет отойти от традиционной интерпретации типов речи (описание, повествование, рассуждение). Функционально-доминантный подход к изучению идиостиля складывался постепенно, в течение прошедшего века: как в исследованиях “ОПОЯЗовского круга" (О. М. Брика, Ю. Н. Тынянова, В. Б. Шкловского, Б. М. Эйхенбаума, Р. О. Якобсона), так и в трудах учёных, разделявших их теоретические воззрения в большей или меньшей степени (М. М. Бахтина, В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, В. М. Жирмунского, В. Я. Проппа, Б. В. Томашевского, Л. В. Щербы и др.). Их идеи “проросли” в трудах Ю. М. Лотмана и всех представителей его “школы”. В концепции функционально-доминантного подхода к идиостилю доминанта понимается не только как фактор динамического развёртывания текста, но и как характеристика индивидуального стиля. Делается вывод, что идиостиль может быть описан «… как система связанных между собой доминант и их функциональных областей» [3, с. 139]. Такой подход может быть учтён при изучении идиостиля не только в лексико-семантическом или трансформационно-семантическом аспектах, которые были избраны почти во всех работах ранее, но и в композиционно-синтаксическом аспекте, определяющем исследование идиостиля различных авторов, в частности Ю. Н. Тынянова (см. об этом: [4] и др. работы). Однако индивидуальный стиль какого-либо автора не может быть явлением изолированным и рассматриваться вне контекста литературной эпохи или конкретного литературного направления – так же, как и одно произведение невозможно оценить и понять обособленно от всего творчества его создателя, от контекста современной ему эпохи. На этом всегда настаивал Ю. Н. Тынянов, последовательно развивая теорию литературной эволюции. Таким образом, представление об идиостиле как о динамической системе, «окрашенной» несколькими возможными доминантами («выдвинутыми конструктивными факторами») с перемещающимися функциональными областями языковых средств, позволяет наиболее адекватно охарактеризовать индивидуальный стиль автора и приблизиться к разрешению проблем, связанных с внутренней эволюцией идиостиля. Библиографический список 1. Лаптева О. А. Русский разговорный синтаксис / О. А. Лаптева. – М.: Наука, 1976. – 399 с. 2. Золотова Г. А. Роль ремы в организации и типологии текста // Синтаксис текста: Сб. статей / Отв. ред. Г. А. Золотова. – М.: Наука, 1979. – С. 113 – 133. 3. Золян С. Т. К проблеме описания поэтического идиолекта (на материале поэзии Л. Мартынова) / С. Т. Золян // Изв. АН СССР: Сер. лит. и яз. – Т. 45. – 1986, № 2. – С. 138 – 148. 4. Размашкин И. Ю. Кинематографичность идиостиля Ю. Н. Тынянова: композиционно-синтаксический аспект: Автореф. дисс. … канд. филол. наук: спец. 10.02.01 Рус. яз. / И. Ю. Размашкин. – СПб., 2001. – 18 с. 5. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. – М.: Наука, 1977. – 574 с. I. Yu. Razmashkin, St. Petersburg, Russia The idea about the dominant of idiostyle The functional-dominant approach to idiostyle develops not only in lexical-semantic or transformational-semantic aspects, but also in the compositional-syntactic aspect. The continuity of the philological paradigm based on the studies by the members of the OPOYAz is emphasized. The article is devoted to the 130th anniversary of Yu. N. Tynyanov and the 225th anniversary of A. S. Pushkin. Keywords: idiostyle, dominant, Tynyanov, compositional-syntactic aspect. Сведения об авторе: Размашкин Игорь Юрьевич, доцент, кандидат филологических наук; доцент кафедры общественных наук (отделение русского языка и литературы), Санкт-Петербургский государственный экономический университет. I. Yu. Razmashkin, Ph.D., Associate Professor, Department of Social Sciences (Russian Language and Literature Section), Saint-Petersburg State University of Economics. Выходные данные для цитирования: Размашкин И. Ю. Представление о доминанте идиостиля / И. Ю. Размашкин // Гуманитарные науки и вызовы нашего времени: Сборник научных статей по итогам VI Всероссийской (национальной) научной конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 14 – 15 марта 2024 г. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2024. – С. 113 – 116. EDN: QPPEVT eLIBRARY ID: 67305241